Методы исследования в стоматологии
Методы исследования в стоматологии
Электромиография
Это запись биоэлектрической активности мышц, жевательных и мимических. При этом используется два вида отведений: накожное биполярное и внутримышечное с использованием игольчатых электродов.
При изучении электромиограммы проводятся следующие тесты:
тест на максимальное смыкание зубных рядов, чаще в центральной окклюзии;
разжевывание стандартной навески ядра лесного ореха (800 мг).
Если изучается мимическая мускулатура, то оцениваются:
максимальное смыкание этих мышц, например, губ;
активность мимических мышц во время жевания;
активность мимических мышц при речеобразовании.
активность мимических мышц во время глотания.
Для круговой мышцы рта, — это звук «У», для мышц, оттягивающих угол рта кнаружи, — это звук «Ы».
Изучение функции жевания в целом
Есть три подхода к определению функции жевания.
Объемно-весовой (объемно-калориметрический). Пациенту предлагалась пища, которую он пережевывал и затем выплевывал в специальную посуду. После чего эти пищевые остатки центрифугировались и по плотности определялась функция жевания.
Количественный. Пациенту предлагалось 100 ячменных зерен на период времени в 5 минут. После пищевые остатки извлекались изо рта и определялось сколько зерен разжевано наполовину, на l/З и сколько целых. По этим показателям определялась функция жевания.
Весовой.
Метод Христиансена. Предлагалось 5 г кокосового ореха на 5 секунд, чтобы пациент их разжевал. По истечении этого времени определялось состояние функции жевания.
Метод Гельмана. Предлагалось 5 г ореха (2,5 г для детей до 10 лет); Использовались и кокос, и фундук. Для этого метода нужно сито с отверстиями в 2,4 мм. Через 50 сек; пищевые остатки извлекались, промывались, и просеивались. На сите оставались те кусочки, которые оказались не подготовлены к проглатыванию, по ним и определялась функция жевания.
Метод Рубинова. 800 мг фундука предлагали разжевывать до появления рефлекса глотания.
Использовалось такое же сито, что и в методе Гельмана. Пищевые остатки промываются, высушиваются и просеиваются. По оставшимся на сите кусочкам определяли эффективность жевания.
Метод ММ. Соловьева. Пациенту предлагалось 800 мг фундука. После совершения пациентом 8 жевательных движений остатки орехов извлекались из полости рта и просеивались через 5 сит (с диаметрами отверстий 0,8; 1,2; 1,6; 2,0 и 2,4 мм). Параллельно с разжевыванием отводились биопотенциалы от т. masseter и m. temporalis. Анализ проводится по:
времени биоэлектрической активности;
времени биоэлектрического покоя;
показателям, полученным из этих пяти сит.
Т.е. изучается работа жевательного аппарата по разжевыванию стандартной навески ядра лесного ореха и эффективность жевания.
Рентгенологические методы исследования детей с зубочелюстными деформациями
Есть два метода получения рентгеновских снимков:
дентальные снимки;
экстраоральные снимки:
ортопантомограмма;
обзорные снимки челюстей;
телерентгенография.
Ортопантомограмма. Для получения ортопантомограмм используются два принципа.
Электронно-лучевая трубка совершает радиальный пробег по отношению к снимаемому объекту.
Расстояние между трубкой и объектом в 2—5 раз меньшее, чем между объектом и пленкой.
Эти принципы использованы для того, чтобы развернуть изображение нижней трети лица и увеличить его примерно в 2—5 раз.
Телерентгенография (отображение с минимальным искажением). Этот метод позволяет получить отображение костей лицевого скелета и мягких тканей лица с минимальными искажениями.
Используется принцип, согласно которому расстояние от трубки до снимаемого объекта большое (от 1,5 до 6 метров), а расстояние от снимаемого объекта до пленки очень маленькое.
В силу этого, лучи идут почти параллельно друг другу, что дает минимальные искажения. Полученные данные сравниваются с цифровыми параметрами нормы. При телерентгенографии изучаются линейные расстояния, угловые расстояния и их соотношения.